Что лучше — чугунная задвижка или стальная

Одним из главных критериев для выбора запорной арматуры является материал корпусных элементов. От него зависит сфера применения оборудования, эксплуатационные характеристики, срок службы, другие параметры. Для производства задвижек используют сталь и чугун. Эти сплавы существенно отличаются по свойства. В результате возникают отличия и в характеристиках арматурных устройств. Для разных условий эксплуатации эти отличия могут быть как плюсами, так и минусами. Разберемся, какая задвижка лучше — чугунная или стальная, и для каких случаев.
Шаровой кран на трубе

Чугунные задвижки

Чугунные трубопроводные задвижки могут изготавливаться из следующих видов чугуна:
  • серый (СЧ) — содержит включения графита, отличается улучшенными литейными свойствами;
  • ковкий (КЧ) — пластичный, химически стойкий сплав с мягкой структурой, отличается хрупкостью;
  • высокопрочный с шаровым графитом (ВЧШГ) — содержит включения графита шарообразной формы, по сравнению с другими видами сплава обладает повышенной прочностью, стойкостью к износу.
Чаще всего для производства корпусов и крышек запорной арматуры применяют ВЧШГ. Производство осуществляется методом литья. Это придает стенкам изделий характерную шершавую текстуру, по которой можно отличить чугунную задвижку от стальной.

Поскольку сплав не поддается сварке, для монтажа чугунной запорной арматуры применяют только фланцевое или муфтовое соединение. В первом случае присоединение к трубопроводу выполняется на фланцах, между которыми устанавливается уплотнительная прокладка. При муфтовом соединении задвижка с внутренней резьбой на патрубках навинчивается на трубу, на конце которой нарезана наружная резьба.
По сравнению со сталью чугун отличается хрупкостью и меньшей температурной стойкостью. Поэтому рабочее давление для арматурных устройств ограничено значением 1,6 МПа (16 атмосфер). Рабочая температура должна быть не более 225 °C.

С учетом свойств сплава, ограничений по температуре и рабочему давлению запорные устройства применяются в трубопроводах холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения, в канализационных сетях. Задвижки работают неагрессивными или слабоагрессивными средами.
синяя чугунная задвижка

Преимущества чугунных задвижек

Благодаря характеристикам металла чугунные модели обладают такими основными плюсами:
  • сравнительно низкая стоимость;
  • малый уровень гидродинамического сопротивления;
  • возможность установки в трубопроводах, транспортирующих рабочие среды повышенной вязкости;
  • значительный срок службы при соблюдении рекомендованных условий эксплуатации.
Эти преимущества обеспечивают арматуре этого типа достаточно широкую сферу применения.

Недостатки чугунных задвижек

При своих преимуществах запорные устройства из чугуна имеют ряд существенных минусов, к которым относятся:
  • ограничения по максимальной температуре и рабочему давлению, что часто не позволяет устанавливать арматуру на магистральные трубопроводы;
  • большой вес корпуса и крышки;
  • невозможность использования сварного соединения.
Кроме этого, чугунные задвижки нельзя монтировать на трубопроводных сетях с агрессивными рабочими средами.

Стальные задвижки

Модели из стали имеют гладкую поверхность с минимальными неровностями. Наряду с муфтовым и фланцевым соединением они могут монтироваться соединением под приварку. Благодаря высокой прочности стали, ее жаростойкости арматура может эксплуатироваться при рабочем давлении до 25 МПа (250 атмосфер) в температурном диапазоне от -40 до +565 °C. При использовании нержавейки она может применяться в трубопроводах с агрессивными рабочими средами. Это позволяет использовать такие запорные устройства в промышленных системах. В том числе их используют в технологических трубопроводах химической, металлургической, нефтегазовой, нефтеперерабатывающей, пищевой промышленности и в других отраслях.

Стальные запорные устройства могут изготавливаться из разных марок углеродистой, легированной, нержавеющей стали. Чаще всего применяют такие марки:
  • Ст20 — сталь повышенной прочности и твердости, может работать с высокотемпературными средами;
  • 09Г2С — марка, которая хорошо подходит для производства оборудования, рассчитанного на работу в условиях низких температур;
  • 12Х18Н10Т — нержавеющая сталь, которая подходит для работы с агрессивными средами при температуре до +350 °C;
  • 20ЮЧ — сплав для работы с высокоагрессивными рабочими средами, токсичными, опасными веществами.
Серая задвижка

Преимущества стальных задвижек

К основным плюсам стальных задвижек относятся такие параметры:
  • значительная прочность, способность выдерживать большое давление;
  • стойкость к гидроударам и высоким динамическим нагрузкам;
  • повышенная температурная стойкость;
  • возможность изготовления моделей с любым типом присоединения к трубопроводу, включая сварку;
  • возможность работы с агрессивными, опасными, токсичными рабочими средами.
Кроме этого, стальная арматура отличается меньшим весом по сравнению с чугунной, что упрощает монтаж, снижает требования к конструкции основания.

Недостатки стальных задвижек

Главный минус стальных моделей — более высокая цена по сравнению с чугунными. Кроме этого, они отличаются меньшей коррозионной стойкостью, за исключением моделей из нержавеющей стали. Это может снижать их долговечность.

Какие задвижки лучше

И стальные, и чугунные задвижки хороши для своих условий эксплуатации.
Модели из стали в целом обладают более высокими эксплуатационными характеристиками. Однако при работе с неагрессивными средами при умеренном нагреве и давлении их параметры оказываются избыточными, и на первый план выходит высокая цена. Поэтому в этих случаях целесообразно использовать чугунные модели. К тому же, они демонстрируют более высокую долговечность в таких условиях.

Для комплектации трубопроводных сетей, работающих под высоким давлением, с высокой или низкой рабочей температурой, с агрессивными средами подходят стальные задвижки. Чугун при таких эксплуатационных условиях быстро выйдет из строя.