Ремонт трубы водопровода при помощи хомута

При эксплуатации стальных или чугунных трубопроводов могут возникать протечки рабочей среды в результате образования трещин, свищей, коррозионных повреждений, других дефектов. Оптимальным способом устранения таких дефектов является замена поврежденного участка. Однако для этого необходимо предварительно отключить систему, слить из нее всю воду. Это не всегда возможно или целесообразно, особенно при ремонте магистралей. Альтернативным способом будет установка ремонтного хомута, которая позволяет восстановить герметичность трубопровода под давлением.

Устройство хомута

Сантехнический ремонтный хомут — элемент ремонтной задвижной арматуры для быстрого устранения разгерметизации трубопроводов под давлением. Он позволяет оперативно устранить протечки, образовавшиеся в результате трещин, свищей, игольчатых отверстий, нарушения целостности сварных швов, других локальных дефектов и повреждений труб.
Установка ремонтного хомута дает возможность оперативно восстановить герметичность, устранить течь в трубопроводной системе без ее остановки и снятия давления. При этом не требуется менять поврежденный участок, выполнять сварочные работы. Восстановленный участок может безаварийно эксплуатироваться достаточно долго до проведения полноценного ремонта с заменой трубы.
Конструкция хомута состоит из манжеты, изготовленной из листовой оцинкованной или нержавеющей стали. Под манжету устанавливается резиновая прокладка из высококачественного термостойкого эластомера. Прокладка имеет рифленую (вафельную) рабочую поверхность, что улучшает герметизацию, повышает надежность фиксации на поверхности трубы. Обычно прокладка приклеивается к внутренней стороне обода манжеты. Это упрощает монтажные работы. Стальная манжета стягивается болтовыми соединениями для фиксации на трубе. Для этого предусматриваются специальные отверстия или замковые конструкции. Благодаря изготовлению обода муфты из нержавеющей или оцинкованной стали, а также за счет свойств резины, используемой для прокладки, обеспечивается высокая стойкость ремонтного узла к воздействию агрессивных веществ и повышенного уровня влажности.
По типу конструкции бывают такие виды ремонтных хомутов:
  • Односоставной (свертная муфта для труб). Состоит из обода из нержавеющей или оцинкованной стали и уплотнительной прокладки. Форма обода образует замок для фиксации свертной муфты на шпильках.
  • С чугунным замком. Конструкция аналогична устройству свертной муфты. Однако для фиксации и обжатия трубы применяется замок из чугуна, что повышает надежность соединения, увеличивает срок службы восстановленного участка.
  • Двухсоставной. Имеет разъемную конструкцию из двух деталей, выполненных из оцинкованной стали, которые стягиваются болтами или шпильками. Применяется в условиях, когда установка односоставной модели затруднена.
Кроме этого, применяют еще один вид ремонтно-соединительной арматуры — хомуты для врезки в трубу водопровода, или седелки. Они используются для врезки в магистральную трубу ответвлений или арматуры на фланцевых или резьбовых соединениях. Монтаж при помощи седелки может выполняться без демонтажа системы. Возможно выполнение работ даже под давлением.

Подбор хомута для выполнения работ

При ремонте трубопроводов хомутами для надежного устранения дефекта и ликвидации протечки восстановительный элемент необходимо выбирать по таким основным критериям:
  • строительная длина — должна полностью перекрывать по размеру устраняемый дефект;
  • рабочее давление — должно быть не меньше величины рабочего давления, которое действует в ремонтируемом трубопроводе;
  • диаметр условного прохода — соответствует диаметру прохода ремонтируемого трубопровода;
  • обжимной диапазон — значения минимального и максимального наружного диаметра трубы, для установки на которую допускается использовать ремонтную арматуру.
В случае использования моделей с чугунным замком допускается совместная установка подряд нескольких хомутов с одинаковыми значениями обжимных диапазонов и одинаковой длиной. Это позволяет использовать такое решение для устранения дефектов, размер которых не перекрывается строительной длиной одной муфты.

Установка хомута

Установка ремонтного хомута на трубу выполняется быстро, не требует специальной подготовки, дополнительных демонтажных и монтажных работ. Не требуется также дополнительного оборудования — достаточно только инструмента для затяжки болтовых соединений.
Для устранения протечки хомут надевается на ремонтируемую трубу и располагается на ней так, чтобы участок с повреждением полностью покрывался ободом с размещенной под ним резиновой прокладкой. В случае использования двухсоставного хомута на трубу вначале надевают прокладку, а потому смыкают поверх нее два элемента муфты. После этого необходимо плотно затянуть монтажные болты или шпильки на замке. При затягивании болтового соединения труба равномерно охватывается и обжимается муфтой. Достаточно толстая резиновая прокладка прижимается к месту дефекта и герметизирует ее. Рифленая поверхность уплотнительного элемента дополнительно улучшает качество герметизации даже при неровной поверхности на месте установки хомута.
При правильной установке муфта полностью устраняет протечку, что позволяет эффективно пользоваться трубопроводом до выполнения капитального ремонта поврежденного участка.